Планета грибов Всё о грибах Какую опасность несут ядовитые грибы

Какую опасность несут ядовитые грибы

Миколог, кандидат биологических наук Михаил Вишневский раскрыл, чем могут быть опасны некоторые съедобные грибы. Об этом сообщает радио Sputnik.

По словам специалиста, старые и трухлявые грибы съедобных видов могут оказать токсическое воздействие на человеческий организм. «Чтобы гриб причинил токсический вред, он должен быть старым, быть изъеден личинками насекомых, а также тронут плесневыми и невидимыми патогенами типа одноклеточных паразитических амеб» — перечислил Вишневский. При этом он указал, что на практике такое маловозможно, поскольку из-за природной брезгливости «ни одному грибнику просто не придет в голову положить его в корзину».

Он рассказал, что некоторые люди все же собирают такие грибы, убеждая себя, что ножка или шляпка проедены «совсем немного» и отмачивают их в соленой воде, чтобы изгнать червяков — личинок насекомых. Однако, объяснил ученый, это лишь полдела, поскольку угрозу несут не сами личинки, а их выделения, которые остаются в прогрызенных ходах внутри гриба. Впоследствии там селятся плесень, бактерии, патогенные организмы. «Даже если удастся какими-то средствами выгнать самих личинок, то от выделений внутри грибов не избавиться», — подчеркнул миколог.

Ранее спасатели МЧС рассказали о наиболее опасных для грибников местах в лесу и перечислили прочие местные предосторожности, которые следует соблюдать во время сбора дикоросов. В первую очередь это болота. Необходимо избегать участков, где нет кустов и деревьев. Следует помнить, что при передвижении по болоту силы тратятся быстрее, а путь преодолевается медленно.

Урок в 4-б классе компенсирующего обучения по УМК «Начальная школа 21 века».

Цель урока: сформировать у младших школьников конкретные представления об ядовитых грибах, об их значении в природе.

познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и грибов – двойников;

показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;

совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;

способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно — следственные связи;

способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, картинки грибов, запись «Звуки леса», таблицы.

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Всё то, что неизвестно.

Мы тайны разгадаем

И мир большой узнаем.

— А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа. А он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдёт до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.

(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому.)

До меня сигнал дошёл,

— Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию. Как вы думаете зачем? Что означает — экспедиция? (Ответы детей.)

— Но прежде чем мы начнём исследования, необходимо узнать, куда же мы отправимся?

Для этого вам надо разгадать загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает.

(Включаю запись с голосами птиц в лесу.)

— Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.

Здравствуй , лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шуршишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи!

Ты же видишь – мы свои. (С. Погореловский.)

— Перед тем, как войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

— Русские леса славятся грибами. Посмотрите на картину на доске. Скажите, на какие две группы можно разделить эти грибы? (Съедобные и несъедобные.)

Постановка темы и целей урока.

— Ребята, мы продолжаем работать над разделом «Ты и твоё здоровье». Как вы думаете, о каких грибах мы сегодня будем говорить? Почему?

— Кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока?

— Как вы думаете, какие цели мы можем поставить перед собой? (Ответы детей.)

Изучение нового материала.

— Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

— Какие названия грибов вы знаете?

— Почему в названиях некоторых грибов включены названия деревьев?

— Как вы понимаете народную поговорку:

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут.» (Ответы детей.)

— Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Слайд 3.

Грибное коварство известно в природе?

Грибы- двойники существуют в природе.

Внимательным будь, в лес идя, не забудь:

Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

В лесу безошибочно их узнавай.

(Сообщения детей про ядовитые грибы.)

Сатанинский гриб. Слайд 8 . Сатанинский гриб встречается чаще всего в южной полосе и на Кавказе. Шляпка сероватая или зеленоватая. Мякоть белая, сладкая. При надломе сначала краснеет, а потом синеет. Ножка у гриба вздутая с красным сетчатым узором. Этот гриб похож на боровик и очень ядовит.

— Я буду показывать и называть названия грибов.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладёте в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб – разводите руки в стороны и делаете повороты головой.

( опёнок, подберёзовик, мухомор, подосиновик, белый гриб, бледная поганка, шампиньоны, маслёнок, желчный гриб, лисичка ложная, сыроежка)

Продолжение работы. Работа в группах.

— Немного отдохнули. А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учёными — исследователями.

— Внимательно прочитайте предложенные вам тексты, рассмотрите рисунки, работая в группах, найдите и отметьте отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. Сделайте вывод.

Цель и задачи урока : выяснить, какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые в лесу, изучить правила безопасного поведения в лесу и на воде; содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу. Повторить правила безопасности во время весеннего половодья.
Планируемые результаты:

  • Предметные : знать основные правила безопасного поведения на воде и в лесу;

различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых, узнавать их по внешнему виду;

  • Личностные: осознание своих возможностей в учении;
    готовность слушать и вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование : карта путешествия на речку и в лес, учебник «Окружающий мир» 2 класс часть 2 , программа «Школа России»

Этап урока, методы и приёмы

Этап самоопределения к деятельности

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно. И как с первым другом поздоровалось со мной.

Это Солнце улыбнулось, будто руку протянуло- тонкий лучик золотой.

Подарите друг другу улыбку

Настраиваться на работу

Понимать мотивационную задачу урока и стремиться её выполнить.

Актуализация опорных знаний и мотивация

Повторение изученного материала.

Что вы изучали на прошлом уроке? Какая тема была прошлого урока? (Пожар)

Чем опасен пожар?
Какие правила противопожарной безопасности вы узнали на прошлом уроке?

Что нужно делать в случае возникновения пожара? Повторяем ППБ по таблице
Молодцы! Хорошо усвоили материал.

Закреплять изученный материал

Отвечать на вопросы

Проверять собственные знания

Постановка учебной задачи

Подведение к теме
Ребята, где можем ещё встретиться с опасностью?

на дороге, на улице, на воде, в лесу
Вы правильно назвали, но мы рассмотрим два места представляющих опасность — это водоём и лес. Как называется наша река? Есть ли у нас лес?
А кто может сформулировать тему нашего урока? ( «На воде и в лесу»)
А какие мы с вами цели поставим на сегодняшнем уроке?
(изучить правила безопасного поведения в лесу и на воде, выяснить, какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые)
Ребята, обратите внимание и изучим правила поведения в лесу и на воде.

Отвечать на вопросы учителя

Открытие нового знания.

Изучение нового материала
О чём идёт речь?

И сейчас мы с вами отправимся (заочно) на нашу речку Малая Хобда. (фото реки)

А перед тем как мы пойдём, что нам нужно помнить? (правила поведения на воде)
Правильно! Именно, нам обязательно нужно помнить правила поведения на воде.

Может быть кто-то из вас сам знает, как нужно правильно себя вести на воде и какие правила соблюдать? Не ходить без сопровождения взрослых, купаться только в строго отведенных местах
Очень здорово что вы знаете, все эти правила, а сейчас давайте с вами вспомним и изучим ещё несколько правил. На доске условными обозначениями, я прикрепляю правила.

А ещё летом многие любят ходить и гулять в лесу.
И мы с вами тоже отправимся в лес.
Ребята, когда мы зашли в лес, то какие представители растительного мира нам с вами бросаются в глаза? (цветы, ягоды, грибы).
А могут ли нам представлять опасность грибы и ягоды? (Да)
А когда они будут для нас опасны и чем? (Когда, мы их употребляем в пищу, они могут быть ядовитые)
Опять же, мы не можем собирать грибы , если нет рядом взрослых и они должны знать грибы. Какие грибы растут в нашей местности?

Вешанки. Белый гриб,
Грибник должен точно знать признаки ядовитых грибов, чтобы случайно не положить такой гриб в свою корзинку.
Съедобные грибы – это прежде всего ценные питательные продукты, обладающие высокими вкусовыми и ароматическими качествами.
Белые грибы – наиболее ценные.

Видите у него белая ножка и коричневая или красная шапочка.

Шампиньоны – высокопитательные и сбалансированные по вкусовым качествам съедобные грибы. Опенки – наиболее поздние съедобные грибы. Они растут на корнях поваленных и срубленных деревьев, на пнях, начиная с августа и почти до заморозков.

Ядовитых грибов в лесах встречается очень много, но наиболее опасные отравления происходят от приема в пищу самых распространенных из них.

Для того, чтобы отличить съедобные грибы надо точно знать не только их внешний вид, но и места характерного произрастания.

Из общих признаков различия между съедобными и несъедобными грибами стоит выделить отсутствие у съедобных резкого или едкого запаха, характерного ядовитым грибам. У них также есть отличия в ножке, цвете пластин и мякоти.

Отвечать на вопросы.

Приводить примеры из личного опыта

Работать по учебнику

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы

Работать с учебником.

Выполнять физ. минутку

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с учебником

А сейчас мы с вами поговорим ещё об одной опасности встречающейся в лесу, как вы думаете о чём ещё? (насекомые).
И так есть у нас жалящие насекомые. Какие вы знаете? (осы, пчёлы, шмели, шершни)
Все жалящие насекомые (осы, пчелы, шмели, шершни) имеют острое жало, располагающееся на заднем конце их брюшка. Насекомые используют жало для нападения на «врага».
Пчела.
Эти, почти «домашние животные» известны всем, это они дают нам мед, прополис, пчелиный яд и много других полезных вещей. Кусают пчелы только один раз, жало имеет зазубринки и в результате чего пчела не может вытащить его обратно, жало остается в теле жертвы, а пчела погибает впоследствии.
Шмель

Это насекомое более крупных размеров.

. Это насекомое живет семьей в гнезде, построенном на ветке кустарника, дереве, под крышей дома, сараем и крышкой улья.

Отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа по учебнику Стр 29 и выполняем задание про жалящих насекомых.

Какие правила нам известны?
Запомните главное, что их нужно не только помнить, но и соблюдать!

Давайте поговорим об опасностях на дороге весной. Сейчас начал таять снег. Снег рыхлый. Кругом лужи. Что должны мы знать и чего остерегаться?

Обобщать изученный материал.

Учащиеся рассказывают, где наиболее плохая дорога, по какому маршруту они ходят в школу.

Включение в систему знаний.

Подведение итогов урока

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались на уроке и итоги.

–С чем мы сегодня познакомились? (с правилами поведения на воде и в лесу)

–Какие опасности нас ждут в лесу? Чего нужно остерегаться? (ядовитых грибов и ягод и жалящих насекомых)
Домашнее задание стр 26- 29

Ядовитые грибы считаются ядовитыми потому, что они полностью, от корня до макушки, пропитаны ядовитыми и сильно действующими токсичными веществами. Поэтому, в отличие от тех же несъедобных грибов, использовать их в пищу в каком бы-то ни было виде: свежем, варёном, жареном, солёном, маринованном, сушёном и замороженном категорически запрещено, иначе фатальных последствий вам не миновать и можно будет запросто «сыграть в ящик»! Как в народе говорится:

. вари, не вари бледную поганку, путь один — на кладбище.

~ народная поговорка ~

Вот почему относиться к таким грибам необходимо с очень большой осторожностью. А иногда, даже приближаться к некоторым из них и, уж тем более, трогать их руками (или, не дай бог, нюхать и пробовать на вкус) — это крайне опасно!

Какие «сюрпризы» хранят ядовитые грибы?

К ядовитым грибам относятся и те, которые помимо агрессивных ядов содержат в своём составе ещё токсические или галлюциногенные вещества, вызывающие галлюцинации и психические расстройства. Одним словом — это крайне опасные грибы и с такими нужно быть очень осторожными. Вот почему, пробовать на вкус сырые грибы в лесу (даже знакомые) крайне опасно и поэтому запрещено! Можно очень легко ошибиться, особенно когда, не сильно-то разбираясь в них, только из праздного любопытства «берут» на вкус все, что ни попадя. И, в случае роковой ошибки, уже точно никто, никогда ни чем уже не поможет, и печальный финал пребывания в этом мире тоже будет гарантирован!

Где применяются ядовитые грибы?

Все ядовитые грибы, в отличие от съедобных, условно съедобных или несъедобных, используются только в медицине или фармацевтике для продуцирования особых препаратов, применяемых в лечении многих заболеваний. Их лечебные свойства уже давно подтверждены, но пока что до конца ещё не изучены. Сегодня этим вопросом всерьёз озадачена современная наука.

Основные виды ядовитых грибов

Ядовитых грибов в дикой природе очень и очень много. Однако, среди них встречаются представители лишь 2-х разделов, и это:

И наиболее опасными среди них считаются именно пластинчатые, в числе которых немало с м е р т е л ь н о ядовитых видов, таких как бледная поганка, весенняя поганка и белая поганка. Но, в общем-то, совсем не важно к какому разделу они относятся, важнее то, что все они очень опасны для здоровья, причём, как уже было сказано выше, в любом виде: сыром, варёном, сушёном и замороженном!

Все ядовитые виды принято делить на 3-и группы:

➤ в первую группу входят ядовитые грибы с локальным воздействием и их токсины вызывают нарушения в системе пищеварения, проявляя себя уже через четверть часа — час.

➤ во вторую группу входят ядовитые грибы с выраженным воздействием на нервную систему и их токсины, обладая нейротропным действием, могут вызывать нарушения в центральной нервной системе, проявляясь почти сразу, в интервале от получаса до двух часов.

➤ в третью группу входят ядовитые грибы с плазмотоксическим воздействием и их токсины вызывают некроз клеток печени, а в тяжёлых случаях — клеток почек, начиная своё действие уже через полчаса, хотя на протяжении суток-двух они вообще не заметны и даже не вызывают никаких симптомов.

Все основные виды ядовитых грибов перечислены на этой странице, в разделах меню «ЗАПРЕЩЁННЫЕ В ПИЩУ», где предложено описание 22-х родов таких грибов и 39-и их видов!

Выводы и заключения

Очень хотелось бы рассказать абсолютно про все токсичные грибы, что произрастают в разных местах нашей планеты, чтобы предостеречь всех неосведомлённых и новичков «тихой охоты» от их пагубного воздействия. Но только этого, к великому сожалению, не получится по одной простой причине — большого количества их видов, которые до сих пор, к тому же ещё, до конца не изучены.

Каждый, кто ходил на «тихую охоту», наверняка встречал ядовитые грибы, те что в народе называют поганками, но только далеко не каждый понимал тогда, какую опасность они несут. И остаётся надеяться, что собирать их из праздного любопытства или намеренно (и, тем более, экспериментировать с ними в еде) никто не додумается.

И для того, чтобы случайно не подобрать и, тем более, не употребить такие вот «подарки», всё-таки их нужно знать! Либо неукоснительно соблюдать главное — золотое правило грибника при сборе грибов, которое учит: никогда не собирать незнакомые грибы, вызывающие любое, даже малейшее сомнение в их пригодности. То есть, необходимо быть уверенным «НА ВСЕ СТО» в своих добытых трофеях.

Грибной сезон в Подмосковье: когда собираем маслята белые и лисичкиГрибной сезон в Подмосковье: когда собираем маслята белые и лисички

Ранние грибы всегда приветствуются, но часто не являются лучшими качества . В это время их колонизируют мухи и комары. и грибной Комар откладывает свои личинки. Вам придется потрудиться, чтобы собрать

Какие грибы можно естьКакие грибы можно есть

— Май и июнь имеют два принципиально разных периода для сбора грибов. В начале мая в Подмосковье можно было найти сморчки (шляпка коническая) и строчки (шляпка похожа на мозг). При

Какие грибы растут на севереКакие грибы растут на севере

Коми входит в пятерку самых грибных регионов России. Запасы грибов здесь поистине огромны. На этой территории образуется почти 300 тысяч тонн грибов! Если собрать все грибы, которые растут на территории